Приветствую Вас Гость!
Суббота, 27.04.2024, 07:20
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Архив записей

Главная » 2015 » Январь » 21 » Преподобный Паисий Угличский, игумен!
07:09
Преподобный Паисий Угличский, игумен!

ДНИ ПАМЯТИ:

19 июля  (переходящая) – Собор Тверских святых

21 января

5 июня – Собор Ростово-Ярославских святых

19 июня

ЖИТИЕ

КРАТКОЕ ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО ПАИСИЯ УГЛИЧСКОГО

Игу­мен По­кров­ско­го мо­на­сты­ря близ Уг­ли­ча; был пле­мян­ни­ком пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия Ка­ля­зин­ско­го († 1483 г.). По смер­ти ро­ди­те­лей 11-лет­ним от­ро­ком св. Па­и­сий при­шел в оби­тель сво­е­го дя­ди, ко­то­рый и об­лек его в ино­че­ские одеж­ды. Под ру­ко­вод­ством пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия юный инок про­во­дил жизнь в по­дви­гах по­слу­ша­ния, по­ста и мо­лит­вы, за­ни­ма­ясь пе­ре­пи­сы­ва­ни­ем ду­ше­спа­си­тель­ных книг. В 1476 г. по же­ла­нию кня­зя Ан­дрея Ва­си­лье­ви­ча пре­по­доб­ный Па­и­сий ос­но­вал в трех вер­стах от Уг­ли­ча об­ще­жи­тель­ный По­кров­ский мо­на­стырь, в ко­то­ром и был из­бран игу­ме­ном. Под­ви­за­ясь в По­кров­ской оби­те­ли, пре­по­доб­ный Па­и­сий до­стиг глу­бо­кой ста­ро­сти и скон­чал­ся в 1504 г. Мо­щи его, про­слав­лен­ные чу­де­са­ми, по­чи­ва­ют под спу­дом в По­кров­ской оби­те­ли.

ПОЛНОЕ ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО ПАИСИЯ УГЛИЧСКОГО

Пре­по­доб­ный Па­и­сий Уг­лич­ский ро­дил­ся в се­ле Бо­го­род­ском, непо­да­ле­ку от го­ро­да Ка­ши­на, в Нере­хот­ском ста­ну. Его отец, Иоанн Гав­ре­нев, слу­жил у кня­зя уг­лич­ско­го Ан­дрея Ва­си­лье­ви­ча, сы­на ве­ли­ко­го кня­зя Ва­си­лия Тем­но­го. Ксе­ния, мать пре­по­доб­но­го Па­и­сия, бы­ла до­че­рью пол­ко­вод­ца Ва­си­лия Ана­нье­ви­ча Ко­жи и род­ной сест­рой пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия Ка­ля­зин­ско­го († 1483; па­мять 17/30 мар­та).

Маль­чик, на­зван­ный в свя­том кре­ще­нии Пав­лом, был ра­но обу­чен гра­мо­те и уже в дет­стве мно­го чи­тал. Ча­сто он бы­вал с ро­ди­те­ля­ми в Ка­ля­зин­ском мо­нас­ты­ре у сво­е­го дя­ди, где про­ник­ся лю­бо­вью к ино­че­ской жиз­ни. В де­ся­ти­лет­нем воз­расте Па­вел оси­ро­тел и был взят на вос­пи­та­ние в Тро­иц­кую Ка­ля­зин­скую оби­тель. Вско­ре на­сто­я­тель оби­те­ли пре­по­доб­ный Ма­ка­рий, усту­пая на­стой­чи­вым прось­бам сво­е­го пле­мян­ни­ка, ко­то­ро­му не ис­пол­ни­лось еще один­на­дца­ти лет, по­стриг его в ино­че­ство с име­нем Па­и­сий. Под ру­ко­вод­ством опыт­но­го дя­ди, в ти­шине оби­те­ли юный инок рос по ду­ху, не тре­во­жи­мый опас­ны­ми вол­не­ни­я­ми и со­ве­та­ми ми­ра; с юных лет на­учил­ся он по­дви­гам по­слу­ша­ния, по­ста и мо­лит­вы. В мо­на­сты­ре ему бы­ло по­ру­че­но пе­ре­пи­сы­ва­ние свя­щен­ных книг. Из­вест­но, что в на­ча­ле XX ве­ка в Ка­ля­зин­ском Тро­иц­ком мо­на­сты­ре хра­ни­лись тво­ре­ния свя­ти­те­ля Гри­го­рия Бо­го­сло­ва, пе­ре­пи­сан­ные ино­ком Па­и­си­ем.

Не за­со­ря­е­мый впе­чат­ле­ни­я­ми мир­ски­ми и очи­ща­е­мый по­дви­га­ми са­мо­от­ре­че­ния, дух его стал спо­со­бен и к со­зер­ца­нию ми­ра ду­хов­но­го. Раз во вре­мя ноч­ной мо­лит­вы явил­ся ему Ан­гел и ска­зал: «Ты дол­жен быть на­став­ни­ком для мно­гих; ты вый­дешь от­сю­да и бу­дешь жить там, где те­бе ве­лят: так на­доб­но для сла­вы Бо­жи­ей». Пре­по­доб­ный Па­и­сий со стра­хом вы­слу­шал эту весть и пе­ре­ска­зал на­став­ни­ку сво­е­му прп. Ма­ка­рию, но ни­ко­му дру­го­му. Через неко­то­рое вре­мя это чу­дес­ное пред­ска­за­ние осу­ще­стви­лось.

В 1476 го­ду князь уг­лич­ский Ан­дрей Ва­си­лье­вич, хо­ро­шо знав­ший ро­ди­те­лей пре­по­доб­но­го Па­и­сия, об­ра­тил­ся с прось­бой к Ка­ля­зин­ско­му игу­ме­ну — от­пус­тить ино­ка Па­и­сия из оби­те­ли для то­го, чтобы под его ру­ко­вод­ством ос­но­вать но­вый мо­на­стырь. Пре­по­доб­ный Ма­ка­рий с ра­до­стью от­клик­нул­ся на бо­го­угод­ное же­ла­ние кня­зя и, бла­го­сло­вив сво­е­го пле­мян­ни­ка и вос­пи­тан­ни­ка, на­пра­вил его в Уг­лич. Князь да­ро­вал для бу­ду­ще­го мо­на­сты­ря зем­лю на ле­вом бе­ре­гу Вол­ги, в трех вер­стах от Уг­ли­ча. По­се­лив­шись там в хи­жине, пре­по­доб­ный Па­и­сий при­сту­пил к со­ору­же­нию де­ре­вян­но­го хра­ма в честь Бо­го­яв­ле­ния Гос­под­ня. Вско­ре к нему со­бра­лись де­сять мо­на­ше­ству­ю­щих со­бра­тий, ко­то­рые обос­но­ва­лись в по­стро­ен­ных пре­по­доб­ным Па­и­си­ем кел­ли­ях.

Ар­хи­епи­скоп Ро­стов­ский Ти­хон, в епар­хию ко­то­ро­го вхо­дил Уг­лич, ру­ко­по­ло­жил пре­по­доб­но­го Па­и­сия в сан иеро­мо­на­ха. По­сле это­го князь на­стой­чи­во про­сил пре­по­доб­но­го при­нять игу­мен­ство. Усту­пив его прось­бам, пре­по­доб­ный Па­и­сий воз­гла­вил но­во­устро­ен­ный мо­на­стырь, где ввел стро­гий об­ще­жи­тель­ный устав.

Бла­го­че­сти­вый князь уг­лич­ский Ан­дрей Ва­си­лье­вич с боль­шим ува­же­ни­ем от­но­­сил­ся к пре­по­доб­но­му, не раз он со­дей­ство­вал укреп­ле­нию оби­те­ли и де­лал щед­рые вкла­ды для ее даль­ней­ше­го бла­го­устрой­ства. Так, в бла­го­дар­ность Гос­по­ду за рож­де­ние двух сы­но­вей, Ди­мит­рия и Иоан­на, вос­при­ем­ни­ком ко­то­рых стал пре­по­доб­ный Па­и­сий, князь пе­ре­дал по­жерт­во­ва­ния на стро­и­тель­ство в мо­на­сты­ре ка­мен­но­го хра­ма. В 1479 го­ду на­ча­лось воз­ве­де­ние но­во­го хра­ма. В 1482 го­ду, по­сле за­вер­ше­ния ра­бот, по­стро­ен­ный храм был освя­щен в честь празд­ни­ка По­кро­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, по­это­му мо­на­стырь стал на­зы­вать­ся По­кров­ским.

В ско­ром вре­ме­ни по со­ору­же­нии со­бор­ной церк­ви вос­стал на кня­зя уг­лич­ско­го Ан­дрея Ва­си­лье­ви­ча род­ной его брат ве­ли­кий князь Иоанн Мос­ков­ский и, со­гнав с пре­сто­ла, за­клю­чил вме­сте с детьми его в тем­ни­цу, где и скон­чал­ся в 1493 го­ду. Не ма­ло­ду­ше­ство­вал пре­по­доб­ный Па­и­сий, не из­ме­нил сво­е­му кня­зю, но с че­стью по­хо­ро­нил его в со­бо­ре уг­лич­ском. Ко­гда же, по смер­ти ро­ди­те­ля, сы­но­вья его Иоанн и Ди­мит­рий бы­ли за­то­че­ны в во­ло­год­ской тем­ни­це, мно­го скор­бел о та­кой неправ­де свя­той ста­рец, и, хо­тя не мог одо­леть на­си­лия вел­ико­кня­же­ско­го, но неод­но­крат­но об­ли­чал Иоан­на, умо­ляя его мно­ги­ми по­сла­ни­я­ми от­ло­жить гнев. Ви­дя неуспеш­ность сво­их про­ше­ний, вру­чил он все сие де­ло су­ду Бо­жию, а сам не пе­ре­ста­вал мо­лить­ся в ти­ши сво­ей оби­те­ли о них и по­сы­лал им в во­ло­год­скую тем­ни­цу все нуж­ное. Он за­бо­тил­ся да­же о том, чтобы и по­сле его пре­став­ле­ния не оску­де­ва­ла ми­ло­сты­ня за­то­чен­ным кня­зьям. Пре­по­доб­ный ча­стым пи­са­ни­ем под­дер­жи­вал дух бла­го­род­ных уз­ни­ков, обе­щая им стра­даль­че­ские вен­цы и нескон­ча­емые бла­га за ма­ловре­мен­ные стра­да­ния. Та­ким об­ра­зом со­зрел ду­хов­ный плод сей в тем­ни­це и, как до­стой­ный уче­ник стар­ца Па­и­сия, князь Иоанн, в схи­ме Иг­на­тий, был сам при­чтен к ли­ку свя­тых.

Свя­тость пре­по­доб­но­го Па­и­сия, ко­то­рый со­би­рал в жит­ни­цы веч­ной жиз­ни сто­рич­ный плод доб­ро­де­те­ли, еще при вре­мен­ной жиз­ни его озна­ме­но­ва­лась мно­ги­ми чу­де­са­ми. Ему был дан от Гос­по­да дар ис­це­ле­ний, но сми­ре­ние его уме­ло по­кры­вать со­вер­ша­е­мые им чу­де­са. Ко­гда при­хо­ди­ли к нему недуж­ные, бес­ну­е­мые и про­ка­жен­ные для раз­ре­ше­ния от тяж­ко­го неду­га, то не про­сто воз­ла­гал он на них ру­ки, но при­во­дил в цер­ковь, по­сле мо­леб­на кро­пил их свя­тою во­дою или по­ма­зы­вал еле­ем от лам­па­ды, тем по­да­вая ис­це­ле­ние.

Слу­чил­ся ве­ли­кий по­жар в Уг­ли­че: за­го­ре­лись все по­са­ды и тор­го­вые ря­ды, и не ча­я­ли ни от­ку­да спа­се­ния. То­гда пре­по­доб­ный Па­и­сий со­брал всех нас­то­я­те­лей, ино­ков и свя­щен­ни­ков из оби­те­лей и церк­вей Уг­ли­ча и сам вы­нес из оби­те­ли чу­до­твор­ный об­раз По­кро­ва Бо­го­ма­те­ри на по­жа­ри­ще. Огонь как бы усты­дил­ся чу­до­твор­но­го ли­ка и та­ко­го сон­ма пре­по­доб­ных, и вско­ре угас­ло лю­тое пла­мя мо­лит­ва­ми стар­че­ски­ми. Бы­ло в дру­гой раз силь­ное на­вод­не­ние в Уг­ли­че. Вол­га вы­сту­пи­ла из бе­ре­гов сво­их и окру­жи­ла оби­тель пре­по­доб­но­го, про­ник­ла и в огра­ду, и вол­ны шу­ме­ли око­ло со­бор­ной церк­ви, но хо­тя и сто­я­ла во­да вы­ше по­ро­га цер­ков­но­го, од­на­ко не взо­шла внутрь хра­ма, ра­ди мо­литв стар­ца Па­и­сия.

Слу­чи­лось од­на­жды мо­ло­до­му бо­яри­ну уг­лич­ско­му про­ез­жать на коне ми­мо оби­те­ли, и внут­ренне по­сме­ял­ся он над пре­по­доб­ным, ко­то­ро­го за­стал с за­сту­пом в ру­ках, ко­па­ю­щим зем­лю в мо­на­стыр­ском ого­ро­де, но в ту же ми­ну­ту рас­сви­ре­пел под ним конь и сбро­сил с се­бя — бо­ярин упал без чувств. Пре­по­доб­ный сам его под­нял, при­вел в чув­ство и крот­ко ска­зал: «Не осуж­дай ино­ков».

От всех ста­рал­ся ута­ить свой по­двиг тру­жен­ник Па­и­сий и од­но­му толь­ко Гос­по­ду, зря­ще­му тай­ная, мог­ло быть из­вест­но рав­но­ан­гель­ное жи­тие его. По­хва­ла же че­ло­ве­че­ская бы­ла при­скорб­на свя­то­му по­движ­ни­ку, и вся­че­ски ста­рал­ся он из­бе­жать мол­вы жи­тей­ской. Ни­ко­гда не пре­воз­но­сил­ся он ду­хов­ной сво­ей вы­со­той и, бу­ду­чи на­сто­я­те­лем, ис­пол­нял все по­слу­ша­ния по­след­не­го ино­ка сво­ей оби­те­ли, тер­пя хо­лод и зной, в од­ной вла­ся­ни­це, в на­деж­де не­бес­но­го воз­да­я­ния. Всех на­учал он сло­вом и при­ме­ром, что мно­ги­ми скор­бя­ми по­до­ба­ет вни­ти в Цар­ствие Небес­ное, и пу­стын­ные ча­да умно­жа­лись око­ло ве­ли­ко­го сво­е­го ав­вы. В тру­дах и воз­дер­жа­нии до­стиг пре­по­доб­ный глу­бо­кой ста­ро­сти. Од­на­ко он сам со­вер­шал Бо­же­ствен­ную ли­тур­гию по вос­крес­ным и празд­нич­ным дням. Ко­гда не поз­во­ля­ли немо­щи, пре­по­доб­ный Па­и­сий про­дол­жал си­дя ис­пол­нять ке­лей­ное пра­ви­ло.

При­яв тай­ное из­ве­ще­ние от Гос­по­да о ско­ром сво­ем пре­став­ле­нии, со­вер­шил он в по­след­ний раз свя­щен­но­дей­ствие и по­том со­брал в кел­лию свою бра­тию, чтобы уте­шить ее о ско­рой раз­лу­ке и по­учить вза­им­ной люб­ви. Ве­лел он из­вес­тить бла­жен­но­го пу­стын­ни­ка Кас­си­а­на о сво­ем край­нем из­не­мо­же­нии и ему по­ру­чил со­бран­ное свое ста­до, чтобы про­мыш­лял о нем по­сле его кон­чи­ны. Игу­ме­ном по­ста­вил он по­сле се­бя в доб­ро­де­те­ли свя­щен­но­и­но­ка, но и ему ве­лел во всем по­ви­но­вать­ся ду­хов­но­му сво­е­му бра­ту бла­жен­но­му от­цу Кас­си­а­ну, на­чаль­ни­ку пу­сты­ни Учь­мы, ко­то­ро­го умо­лил из глу­би­ны сво­ей пу­сты­ни над­зи­рать и за его ста­дом. Устро­ив все нуж­ное для оби­те­ли, раз­ре­шил­ся уже от все­го жи­тей­ско­го сто­лет­ний ста­рец и по­чув­ство­вал в серд­це сво­ем ра­дость, как бы некто из даль­них и чуд­ных стран, ве­се­ло воз­вра­ща­ю­щий­ся на свою ро­ди­ну от мно­гих пе­ча­лей в ти­хое при­ста­ни­ще. И в са­мый час сво­е­го ис­хо­да еще при­об­щил­ся Бо­же­ствен­ных Та­ин; по­след­ним его сло­вом бы­ло: «Гос­по­ди! В ру­це Твои пре­даю дух мой», и про­све­ти­лось ли­це его, кел­лия и вся оби­тель ис­пол­ни­лись бла­го­во­ния. Бла­жен­ный Кас­си­ан и бра­тия с ве­ли­ким пла­чем от­пе­ли мно­го­лет­не­го сво­е­го на­став­ни­ка и по­ло­жи­ли в со­здан­ной им церк­ви. Во вре­мя над­гроб­но­го пе­ния мно­го недуж­ных ис­це­ля­лись над свя­щен­ны­ми остан­ка­ми. Июня в 6-й день 1504 го­да со­вер­ши­лось сие тор­жест­вен­ное по­гре­бе­ние, и в этот день уста­но­ви­ла Св. Цер­ковь со­вер­шать па­мять се­го чу­до­твор­ца зем­ли Рус­ской.

В 1609 го­ду на оби­тель на­па­ли поль­ско-ли­тов­ские за­хват­чи­ки: на­сто­я­тель и бра­тия бы­ли умерщ­вле­ны, мо­на­стырь ра­зо­рен, но по про­ше­ствии неко­то­ро­го вре­ме­ни си­ла­ми жи­те­лей Уг­ли­ча вос­ста­нов­лен.

МОЛИТВЫ

Тропарь преподобного Паисия Угличского

глас 8

Христовы ради любве отечество и род оставил еси,/ и, ангельскому житию поревновав,/ в пустыню вселился еси,/ в нейже многотрудное житие явил еси/ и чудес дарования от Бога приял еси,/ Паисие преподобне,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Ин тропарь преподобного Паисия Угличского

глас 8

Христовы ради любве отечество и род оставил еси/ и, ангельскому житию поревновав,/ духовному отцу твоему преподобному Макарию, подражатель быв,/ града Углеча достигл еси,/ и близ того при водах в пустыню, Ангелом показанную, вселился еси,/ и обитель прекрасну Матери Божией воздвигл еси,/ и множество монахов собрал еси,/ имже и наставник ко спасению быв,/ и чудес дарования от Бога приял еси,/ Паисие преподобне,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Ин тропарь преподобного Паисия Угличского

глас 8

Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси/ и, иже из глубины воздыханьми, во сто трудов уплодоносил еси,/ и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Паисие, отче наш,/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим.

Кондак преподобного Паисия Угличского

глас 2

Чистотою душевною божественно вооружився/ и непрестанный молитвы, яко копие, имый,/ крепко ссекл еси бесовское ополчение,/ Паисие, отче наш,/ моли непрестанно о всех нас.

Ин кондак преподобного Паисия Угличского

глас 8

Украшен добродетельми, преподобне Паисие Богодухновенне,/ Церкве Христовы красота был еси,/ подвиги бо иноческими украси ю, блаженне./ Темже молим тя:/ молися ко Господу свободити нас от всякия брани борителя, вопиющих ти:/ радуйся, отче преблаженне.

Молитва преподобному Паисию, юже творяше братия Покровския обители

О, преподобне отче наш Паисие! Не забуди убо нас, чад своих, Богом дарованную ти паству, юже ты сам собрал еси. Без твоей бо помощи ничтоже можем благо сотворити, но, в дому пребывающе Пречистыя Богородицы, во ограде

Просмотров: 400 | Добавил: Mikhail | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: